Вот сейчас чай допью и...
Как оказалось русалок и иных связанных с ними существ очень много, всех и не охватишь. По всему миру распространены легенды о водяном народе (или нечисти, демонах и др.) Впрочем это и не удивительно, ведь водоём — это иная вселенная к которой мы можем лишь прикоснуться.
Я собрала здесь лишь некоторых "русалок".
Нингё
Ningyo
人魚 (にんぎょ )
читать дальше

Это морское существо древней Японии упоминается в известной истории «Русалки Фидзи» популярные ныне западные русалки-девушки, это обман японская русалка это нечто среднее между обезьяной и карпом. Но не смотря на его гротескный вид, его чешуя по слухам блестит как золото, и так же как и западный вариант, это очень романтично-трагичное существо. По легенде, нингё не может говорить, но его голос подобен флейте, а если он когда-нибудь прольет хоть одну слезу, то превратится в человека. Но более известно это существо за свою плоть, приятно пахнущее и очень вкусное мясо делает вкусившего его почти бессмертным.
Несмотря на все это, нингё часто приносит несчастья поймавшему его, и поэтому рыбаки традиционно отпускали его обратно. Нингё обычно вылавливали перед штормом, а если он выбрасывался на берег, то это трактовали как знак скорой войны.
Несмотря на то что мясо нингё гарантирует чрезмерно долгую жизнь, оно может так же принести и проклятие, как например в истории о рыбаке из Вакаса (сейчас город Обама в префектуре Фукуи). В истории рассказывается, что рыбак поймал неведомую рыбу с человекоподобным лицом, озадаченный, он все же приготовил ее на вечер, но никто из гостей даже не притронулся к такому угощению, и лишь один человек, набравшись сакэ, по ошибке взял домой для своей дочери пятнадцатилетней не тот кусок. Впоследствии девочка перестала стареть физически. Она много раз выходила замуж, и нарожала множество детей, но ее мужья и друзья старели и умирали, в то время как ее юность все не проходила. В итоге она больше не смогла выдерживать это, обрила волосы и стала буддийской монахиней. В конечном счете она ушла в одиночестве в пещеру, где и умерла. Сейчас ее называют Хаппяку Бикуни (HappyakuBikuni) или Яо Бикуни, «Восьмисотлетняя монахиня», как считают это был ее возраст.
источник

Shōjō — английское написание названия Сёдзё
читать дальше
Сёдзё — одни из "мидзу-но ёкай" — "духов воды". Японская традиция четко различала место обитания мидзу-но ёкай. Так, за каппой закрепилась река, хотя считалось, что его можно встретить и в пруду, и в озере; за фунаюрэем* — море; за исоонной и Сёдзё — морское побережье; за нуси — пруды и омуты."
В японской мифологии "морское чудовище с ярко-рыжими волосами, большой любитель выпить священного белого сакэ в огромных количествах". Священное сакэ дарит сёдзё бессмертие, а людям — молодость, но для жадных и себялюбивых людей оно является ядом.
В одной из легенд, сёдзё описываются, как существа с ярко-рыжими волосами и кожей цвета цветущей вишни, с поясом из зелёных водорослей на талии; обрисовываются, как положительные персонажи, чьё священное сакэ исцелило доброго человека, и заставило злого человека пересмотреть своё отношение к миру.
По другим источникам, кожа у сёдзё зелёная, это "демоны глубин, большие существа с рыжими волосами, зеленой кожей и плавниками на руках и ногах. Не могут долго находиться на суше без морской воды. Любят топить рыболовные суда и утаскивать моряков на дно. В древности за голову сёдзё в прибрежных городах назначалась награда."
Согласно одной из легенд, "Сёдзё не принадлежит морю, а приходит из-за моря, оттого, видать, нрав его странен и поступки совсем уж непонятны, он не пытается топить людей, а опаивает их на берегу сакэ и оставляет в стельку пьяными. Иногда выглядят как длинноволосые женщины, иногда — как длинноволосые подростки (волосы у них ярко-красные или рыжие, невероятно густые, в них — сила и удача сёдзё, такая, что один волосок обеспечит удачей человека на всю жизнь."
В некоторых источниках Сёдзё описывается, как "ёкай, который появляется на морском берегу и старается опоить встречного рисовой водкой-сакэ, не интересуясь, что будет с его жертвой потом: упадет ли он в море или останется на берегу. Это существа исключительно мужского пола, причем имеющие вид мальчиков-подростков. У них красное лицо (иногда — алое), одежда красного или золотого цвета, в руках черпак на длинной ручке, в котором всегда немного сакэ. Сёдзё постоянно пританцовывают. Однако самой замечательной особенностью облика сёдзё, безусловно, являются его волосы: они ярко-красные или рыжие, невероятно густые, спускающиеся до самых пят. В них заключена великая сила этого морского духа."
источник

По традиционным русским представлениям, русалки читать дальше внешне мало отличаются от людей. В поздней русской литературе и кинематографе под западным влиянием, образ русалки слился с образом Морской девы (на чеш.) и приобрёл в нижней части тела вместо ног плоский хвост, похожий на хвост рыбы.
Важная отличительная и объединяющая черта во внешнем виде русалок — распущенные длинные волосы. Простоволосость, недопустимая в обычных бытовых ситуациях для нормальной крестьянской девушки — типичный и очень значимый атрибут: «Ходит как русалка (о нечёсанной девке)» (из словаря Даля).
Преобладающий цвет волос — русый, отчего историк С. М. Соловьев производит само название «русалка» — «с русыми волосами».
По некоторым русским представлениям, русалки имеют облик маленьких девочек, очень бледных, с зелеными волосами и длинными руками. В северных областях России (местами на Украине) русалок преимущественно описывали как косматых безобразных женщин. Часто отмечаются большие груди: «цыцки большие-большие, аж страшно».
источник

В озёрах и реках жили аналоги славянских русалок нимфы читать дальше(человекоподобные, без хвостов). Ни́мфы (др.-греч. νύμφαι, лат. nymphae — невесты) — в древнегреческой мифологии олицетворение в виде девушек живых стихийных сил, подмечавшихся в журчании ручья, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов. Порождены Геей. Им посвящен орфический гимн.
Они жили в рощах, у источников, в тенистых горных ущельях — на лоне природы. Нимфам посвящались гроты и пещеры, иногда строились святилища, особенно в богатых растительностью и орошенных местностях, позднее и в городах. В жертву нимфам приносили коз, телят, молоко, масло, вино. Как олицетворения прелести природы, они изображались в искусстве красивыми молодыми девушками с чудными волосами, с убором из венков и цветов, иногда в позе танцующих, с обнаженными ногами и руками, с распущенными волосами. Изваяния наяд нередко имели своим атрибутом раковину, которую они держали у лона, или сосуд; ореады представлялись сидящими в задумчивости на высокой скале. источник



Женщинами с рыбьими стоячими хвостами иногда изображались обладательницы прекрасных голосов, сирены, читать дальше персонажи древнегреческой мифологии. (Правда, начиная с достаточно позднего периода). С этим был связан миф о том, что сирены своим пением заставляли следовать к ним проплывающих мимо моряков, которые вели свои суда прямо на прибрежные скалы и гибли. Вследствие этого сирен стали считать предвестницами смерти для мореплавателей.
В таких языках как испанский, французский, итальянский или польский русалка и сегодня обозначается словами, происходящими от древнегреческого: Siren, Sirene, Sirena, Syrena или Sereia.




В Западной Европе было распространено мнение, что русалки не имели души и что они якобы хотят её обрести, но не могут найти в себе силы оставить море. Существует легенда, датируемая V веком, по которой русалка, желая обрести душу, ежедневно навещала монаха на маленьком острове возле Шотландии, который вместе с ней молился. Русалка не смогла покинуть море и со слезами всё же навсегда ушла в море. Сказка Андерсена «Русалочка» (1836) популяризировала канон истории: русалка ищет душу в любви со смертным.
Шелки. читать дальше
В шотландских и ирландских легендах морской народ, люди-тюлени (sea-folk, seal-folk) "родственницы сирен, точнее — русалок, морские вилы (русалки) встречаются обычно в ипостаси тюленей, однако раз в девять ночей шелки могут сбрасывать тюленью шкуру и, приняв обличье человека (женщины, либо мужчины), петь и плясать на пляже. Если юноше либо девушке (что гораздо реже) удастся украсть тюленью шкуру, то он (она) может принудить шелку (либо селка) к супружеству. Однако такие связи — как и в случае обычных русалок — очень даже непрочны.
В странах и районах, где шелки дело обычное (Англия, Корнуолл, Ирландия, Северная Шотландия, Гебриды, Оркады, Шетландские и Фарерские острова, Исландия) известны и часты случаи, когда девушки-шелки сами ищут молодых людей в качестве секс-партнеров на one night stand либо дольше. Сигналом тому, что юношей заинтересовалась шелка, служит красная шапочка, найденная на пляже. Молодой человек, решившийся ответить желанию шелки, должен поднять и забрать шапочку, а на следующим день на закате выйти на берег моря. На страх свой и риск." источник




Германская русалка — ундина читать дальше— обычно без хвоста, с красивыми волосами. Населяет, по преимуществу, речные воды. Обычно они сидят на камнях, расчесывая свои красивые волосы и поют прелестные песни в ожидании жертвы. Далее легенды слегка расходятся. В одних ундины попросту убивали своих жертв. В других же — увлекали их в подводную глубь, где одаривали своею любовью и где года и века проходили как мгновенья. В Скандинавии даже считалось, что человек, попавший однажды к ундинам, уже не возвращался назад на землю, истощенный их ласками. А еще ундина могла сделать мужчину своим возлюбленным. Согласно преданию, ундина, полюбив человека и родив ребенка на земле обретает бессмертную душу. Считается, что ундины — духи молодых женщин, покончивших с собой из-за несчастной любви. источник
Персонаж немецкого фольклора и литературы Лорелея (Loreley) — красивая девушка, которая сидит на одноимённой скале над Рейном, расчесывает волосы и заманивает пением рыбаков. Сюжет обработан Гейне, существует балет и опера.



Йок-йок читать дальше— женский дух-оборотень, живущий в священных водяных ямах, которому поклоняются австралийские аборигены. Йок-йок часто принимают облик русалок — молодых женщин с рыбьими хвостами и длинными зелеными волосами, похожими на водоросли или тину. Говорят, что нити водорослей, плавающие на поверхности воды, — это волосы йок-йок.
Подобно греческим наядам, йок-йок — духи плодородия. Если женщина пройдет рядом с ямой, где обитает йок-йок, она может забеременеть. Эти духи связаны с животворной водой и приносят дожди, которые питают людей и растения, но если они разгневаны, то насылают разрушительные бури. Иногда йок-йок являются людям как крокодил, рыба-меч или змея, а когда отращивают ноги либо крылья, то по ночам ходят по земле или летают, словно стрекозы. Подобно русалкам, йок-йок изредка вступают в брак с земными мужчинами, но эти союзы распадаются, когда йок-йок возвращаются в воду.
Некоторые племена аборигенов считают, что йок-йок — дочери духа-творца Нгалиода, Отца Радужного Змея, другие рассматривают йок-йок и Нгалиода как ипостаси одного и того же божества. источник
Силува читать дальше— демонический персонаж женского пола в иранской мифологии. Фактически, в Иране силува выполняет те же функции и роли, которые в Европе играют ведьма и великанша-людоедка. Правда, к этому добавляется один нюанс — силува еще и очень любвеобильна, что объединяет ее с западными сукубами.
Вместе с тем силува — водяное существо, поскольку оно обитает в реках или в пещерах рядом с горными потоками. Ее тело покрыто длинными волосами, груди висят до колен, и когда она хочет накормить своих детей, которых носит на спине, то перебрасывает груди через плечо (мотив, вообще характерный для среднеазиатских демонических образов женского пола). Внешне силува напоминает женщину, но иногда изображается с рыбьим хвостом вместо ног. Она любит питаться человечиной и в то же время неравнодушна к любовной связи с мужчинами. Силува смертна, как и все (кроме ангелов) создания Аллаха, и боится железа.
Возможно, этот демон является смесью культа некоторых древних речных божеств и персонажей рассказов африканских рабов о человекообразных обезьянах. источник
Феридж акра`а. читать дальше
Иранская мифология знает кучу демонов, населяющих в том числе и реки. Одним из таких существ является феридж акра'а. Он знаменит тем, что любит проделывать разные шутки с рыбаками и обитателями рек, но в целом, видимо, не опасен. По крайней мере не так, как та же силува, на которую он может быть похож своим русалочьим хвостом (или просто слабыми ногами). С виду же феридж акра'а — мужчина, который имеет рыбий хвост или слабые ноги. Он напоминает старика, но его лысая голова красного цвета, а борода — зеленая.
Кочевник племени шаммари однажды рассказывал мне, что один шейх племени, стоявшего лагерем у реки Евфрат, заметил, что его кобыла, прежде неутомимая и сильная, стала слабой и понурой, после того как ночью ее круп был измазан дегтем. На следующее утро кочевники обнаружили верхом на кобыле феридж акра'а, который попытался безуспешно бежать от них после своей ночной верховой езды. Люди шейха напали на чудовище и прикончили его ножами. Одна багдадская газета сообщала о появлении демона подобного вида в конце августа 1922 года."Легенды и мифы Ирака" (456: с.16).
источник
Хантай. читать дальше
Божество у ительменов, которого изображают полурыбой-получеловеком. В стародавние времена осенью люди ставили деревянного идола лицом к реке, приносили ему дары, а потом во время праздника урожая благодарили его за рыбу, которая к ним пришла.
"Хантай, божество Камчатское, идолъ его дѣлается наподобие Сирены, то есть съ головы по груди человѣкомъ, а оттуда рыбою, и ставятся обыкновенно въ юртѣ подлѣ огнища. Сей Хантай ежогодно дѣлается новый, во время грѣховъ очищенія, и ставится со старымъ вмѣстѣ, по числу которых можно узнать, сколько которой юртѣ лѣтъ oтъ ея построения".
М.Ч. "Абевега рускихъ суевѣрій" (414: с.305) источник
И напоследок несколько картинок с изображением русалок.

смотреть дальше









Я собрала здесь лишь некоторых "русалок".
Нингё
Ningyo
人魚 (にんぎょ )
читать дальше

Это морское существо древней Японии упоминается в известной истории «Русалки Фидзи» популярные ныне западные русалки-девушки, это обман японская русалка это нечто среднее между обезьяной и карпом. Но не смотря на его гротескный вид, его чешуя по слухам блестит как золото, и так же как и западный вариант, это очень романтично-трагичное существо. По легенде, нингё не может говорить, но его голос подобен флейте, а если он когда-нибудь прольет хоть одну слезу, то превратится в человека. Но более известно это существо за свою плоть, приятно пахнущее и очень вкусное мясо делает вкусившего его почти бессмертным.
Несмотря на все это, нингё часто приносит несчастья поймавшему его, и поэтому рыбаки традиционно отпускали его обратно. Нингё обычно вылавливали перед штормом, а если он выбрасывался на берег, то это трактовали как знак скорой войны.
Несмотря на то что мясо нингё гарантирует чрезмерно долгую жизнь, оно может так же принести и проклятие, как например в истории о рыбаке из Вакаса (сейчас город Обама в префектуре Фукуи). В истории рассказывается, что рыбак поймал неведомую рыбу с человекоподобным лицом, озадаченный, он все же приготовил ее на вечер, но никто из гостей даже не притронулся к такому угощению, и лишь один человек, набравшись сакэ, по ошибке взял домой для своей дочери пятнадцатилетней не тот кусок. Впоследствии девочка перестала стареть физически. Она много раз выходила замуж, и нарожала множество детей, но ее мужья и друзья старели и умирали, в то время как ее юность все не проходила. В итоге она больше не смогла выдерживать это, обрила волосы и стала буддийской монахиней. В конечном счете она ушла в одиночестве в пещеру, где и умерла. Сейчас ее называют Хаппяку Бикуни (HappyakuBikuni) или Яо Бикуни, «Восьмисотлетняя монахиня», как считают это был ее возраст.
источник

Shōjō — английское написание названия Сёдзё
читать дальше
Сёдзё — одни из "мидзу-но ёкай" — "духов воды". Японская традиция четко различала место обитания мидзу-но ёкай. Так, за каппой закрепилась река, хотя считалось, что его можно встретить и в пруду, и в озере; за фунаюрэем* — море; за исоонной и Сёдзё — морское побережье; за нуси — пруды и омуты."
В японской мифологии "морское чудовище с ярко-рыжими волосами, большой любитель выпить священного белого сакэ в огромных количествах". Священное сакэ дарит сёдзё бессмертие, а людям — молодость, но для жадных и себялюбивых людей оно является ядом.
В одной из легенд, сёдзё описываются, как существа с ярко-рыжими волосами и кожей цвета цветущей вишни, с поясом из зелёных водорослей на талии; обрисовываются, как положительные персонажи, чьё священное сакэ исцелило доброго человека, и заставило злого человека пересмотреть своё отношение к миру.
По другим источникам, кожа у сёдзё зелёная, это "демоны глубин, большие существа с рыжими волосами, зеленой кожей и плавниками на руках и ногах. Не могут долго находиться на суше без морской воды. Любят топить рыболовные суда и утаскивать моряков на дно. В древности за голову сёдзё в прибрежных городах назначалась награда."
Согласно одной из легенд, "Сёдзё не принадлежит морю, а приходит из-за моря, оттого, видать, нрав его странен и поступки совсем уж непонятны, он не пытается топить людей, а опаивает их на берегу сакэ и оставляет в стельку пьяными. Иногда выглядят как длинноволосые женщины, иногда — как длинноволосые подростки (волосы у них ярко-красные или рыжие, невероятно густые, в них — сила и удача сёдзё, такая, что один волосок обеспечит удачей человека на всю жизнь."
В некоторых источниках Сёдзё описывается, как "ёкай, который появляется на морском берегу и старается опоить встречного рисовой водкой-сакэ, не интересуясь, что будет с его жертвой потом: упадет ли он в море или останется на берегу. Это существа исключительно мужского пола, причем имеющие вид мальчиков-подростков. У них красное лицо (иногда — алое), одежда красного или золотого цвета, в руках черпак на длинной ручке, в котором всегда немного сакэ. Сёдзё постоянно пританцовывают. Однако самой замечательной особенностью облика сёдзё, безусловно, являются его волосы: они ярко-красные или рыжие, невероятно густые, спускающиеся до самых пят. В них заключена великая сила этого морского духа."
источник


По традиционным русским представлениям, русалки читать дальше внешне мало отличаются от людей. В поздней русской литературе и кинематографе под западным влиянием, образ русалки слился с образом Морской девы (на чеш.) и приобрёл в нижней части тела вместо ног плоский хвост, похожий на хвост рыбы.
Важная отличительная и объединяющая черта во внешнем виде русалок — распущенные длинные волосы. Простоволосость, недопустимая в обычных бытовых ситуациях для нормальной крестьянской девушки — типичный и очень значимый атрибут: «Ходит как русалка (о нечёсанной девке)» (из словаря Даля).
Преобладающий цвет волос — русый, отчего историк С. М. Соловьев производит само название «русалка» — «с русыми волосами».
По некоторым русским представлениям, русалки имеют облик маленьких девочек, очень бледных, с зелеными волосами и длинными руками. В северных областях России (местами на Украине) русалок преимущественно описывали как косматых безобразных женщин. Часто отмечаются большие груди: «цыцки большие-большие, аж страшно».
источник

В озёрах и реках жили аналоги славянских русалок нимфы читать дальше(человекоподобные, без хвостов). Ни́мфы (др.-греч. νύμφαι, лат. nymphae — невесты) — в древнегреческой мифологии олицетворение в виде девушек живых стихийных сил, подмечавшихся в журчании ручья, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов. Порождены Геей. Им посвящен орфический гимн.
Они жили в рощах, у источников, в тенистых горных ущельях — на лоне природы. Нимфам посвящались гроты и пещеры, иногда строились святилища, особенно в богатых растительностью и орошенных местностях, позднее и в городах. В жертву нимфам приносили коз, телят, молоко, масло, вино. Как олицетворения прелести природы, они изображались в искусстве красивыми молодыми девушками с чудными волосами, с убором из венков и цветов, иногда в позе танцующих, с обнаженными ногами и руками, с распущенными волосами. Изваяния наяд нередко имели своим атрибутом раковину, которую они держали у лона, или сосуд; ореады представлялись сидящими в задумчивости на высокой скале. источник



Женщинами с рыбьими стоячими хвостами иногда изображались обладательницы прекрасных голосов, сирены, читать дальше персонажи древнегреческой мифологии. (Правда, начиная с достаточно позднего периода). С этим был связан миф о том, что сирены своим пением заставляли следовать к ним проплывающих мимо моряков, которые вели свои суда прямо на прибрежные скалы и гибли. Вследствие этого сирен стали считать предвестницами смерти для мореплавателей.
В таких языках как испанский, французский, итальянский или польский русалка и сегодня обозначается словами, происходящими от древнегреческого: Siren, Sirene, Sirena, Syrena или Sereia.




В Западной Европе было распространено мнение, что русалки не имели души и что они якобы хотят её обрести, но не могут найти в себе силы оставить море. Существует легенда, датируемая V веком, по которой русалка, желая обрести душу, ежедневно навещала монаха на маленьком острове возле Шотландии, который вместе с ней молился. Русалка не смогла покинуть море и со слезами всё же навсегда ушла в море. Сказка Андерсена «Русалочка» (1836) популяризировала канон истории: русалка ищет душу в любви со смертным.
Шелки. читать дальше
В шотландских и ирландских легендах морской народ, люди-тюлени (sea-folk, seal-folk) "родственницы сирен, точнее — русалок, морские вилы (русалки) встречаются обычно в ипостаси тюленей, однако раз в девять ночей шелки могут сбрасывать тюленью шкуру и, приняв обличье человека (женщины, либо мужчины), петь и плясать на пляже. Если юноше либо девушке (что гораздо реже) удастся украсть тюленью шкуру, то он (она) может принудить шелку (либо селка) к супружеству. Однако такие связи — как и в случае обычных русалок — очень даже непрочны.
В странах и районах, где шелки дело обычное (Англия, Корнуолл, Ирландия, Северная Шотландия, Гебриды, Оркады, Шетландские и Фарерские острова, Исландия) известны и часты случаи, когда девушки-шелки сами ищут молодых людей в качестве секс-партнеров на one night stand либо дольше. Сигналом тому, что юношей заинтересовалась шелка, служит красная шапочка, найденная на пляже. Молодой человек, решившийся ответить желанию шелки, должен поднять и забрать шапочку, а на следующим день на закате выйти на берег моря. На страх свой и риск." источник




Германская русалка — ундина читать дальше— обычно без хвоста, с красивыми волосами. Населяет, по преимуществу, речные воды. Обычно они сидят на камнях, расчесывая свои красивые волосы и поют прелестные песни в ожидании жертвы. Далее легенды слегка расходятся. В одних ундины попросту убивали своих жертв. В других же — увлекали их в подводную глубь, где одаривали своею любовью и где года и века проходили как мгновенья. В Скандинавии даже считалось, что человек, попавший однажды к ундинам, уже не возвращался назад на землю, истощенный их ласками. А еще ундина могла сделать мужчину своим возлюбленным. Согласно преданию, ундина, полюбив человека и родив ребенка на земле обретает бессмертную душу. Считается, что ундины — духи молодых женщин, покончивших с собой из-за несчастной любви. источник
Персонаж немецкого фольклора и литературы Лорелея (Loreley) — красивая девушка, которая сидит на одноимённой скале над Рейном, расчесывает волосы и заманивает пением рыбаков. Сюжет обработан Гейне, существует балет и опера.



Йок-йок читать дальше— женский дух-оборотень, живущий в священных водяных ямах, которому поклоняются австралийские аборигены. Йок-йок часто принимают облик русалок — молодых женщин с рыбьими хвостами и длинными зелеными волосами, похожими на водоросли или тину. Говорят, что нити водорослей, плавающие на поверхности воды, — это волосы йок-йок.
Подобно греческим наядам, йок-йок — духи плодородия. Если женщина пройдет рядом с ямой, где обитает йок-йок, она может забеременеть. Эти духи связаны с животворной водой и приносят дожди, которые питают людей и растения, но если они разгневаны, то насылают разрушительные бури. Иногда йок-йок являются людям как крокодил, рыба-меч или змея, а когда отращивают ноги либо крылья, то по ночам ходят по земле или летают, словно стрекозы. Подобно русалкам, йок-йок изредка вступают в брак с земными мужчинами, но эти союзы распадаются, когда йок-йок возвращаются в воду.
Некоторые племена аборигенов считают, что йок-йок — дочери духа-творца Нгалиода, Отца Радужного Змея, другие рассматривают йок-йок и Нгалиода как ипостаси одного и того же божества. источник
Силува читать дальше— демонический персонаж женского пола в иранской мифологии. Фактически, в Иране силува выполняет те же функции и роли, которые в Европе играют ведьма и великанша-людоедка. Правда, к этому добавляется один нюанс — силува еще и очень любвеобильна, что объединяет ее с западными сукубами.
Вместе с тем силува — водяное существо, поскольку оно обитает в реках или в пещерах рядом с горными потоками. Ее тело покрыто длинными волосами, груди висят до колен, и когда она хочет накормить своих детей, которых носит на спине, то перебрасывает груди через плечо (мотив, вообще характерный для среднеазиатских демонических образов женского пола). Внешне силува напоминает женщину, но иногда изображается с рыбьим хвостом вместо ног. Она любит питаться человечиной и в то же время неравнодушна к любовной связи с мужчинами. Силува смертна, как и все (кроме ангелов) создания Аллаха, и боится железа.
Возможно, этот демон является смесью культа некоторых древних речных божеств и персонажей рассказов африканских рабов о человекообразных обезьянах. источник
Феридж акра`а. читать дальше
Иранская мифология знает кучу демонов, населяющих в том числе и реки. Одним из таких существ является феридж акра'а. Он знаменит тем, что любит проделывать разные шутки с рыбаками и обитателями рек, но в целом, видимо, не опасен. По крайней мере не так, как та же силува, на которую он может быть похож своим русалочьим хвостом (или просто слабыми ногами). С виду же феридж акра'а — мужчина, который имеет рыбий хвост или слабые ноги. Он напоминает старика, но его лысая голова красного цвета, а борода — зеленая.
Кочевник племени шаммари однажды рассказывал мне, что один шейх племени, стоявшего лагерем у реки Евфрат, заметил, что его кобыла, прежде неутомимая и сильная, стала слабой и понурой, после того как ночью ее круп был измазан дегтем. На следующее утро кочевники обнаружили верхом на кобыле феридж акра'а, который попытался безуспешно бежать от них после своей ночной верховой езды. Люди шейха напали на чудовище и прикончили его ножами. Одна багдадская газета сообщала о появлении демона подобного вида в конце августа 1922 года."Легенды и мифы Ирака" (456: с.16).
источник
Хантай. читать дальше
Божество у ительменов, которого изображают полурыбой-получеловеком. В стародавние времена осенью люди ставили деревянного идола лицом к реке, приносили ему дары, а потом во время праздника урожая благодарили его за рыбу, которая к ним пришла.
"Хантай, божество Камчатское, идолъ его дѣлается наподобие Сирены, то есть съ головы по груди человѣкомъ, а оттуда рыбою, и ставятся обыкновенно въ юртѣ подлѣ огнища. Сей Хантай ежогодно дѣлается новый, во время грѣховъ очищенія, и ставится со старымъ вмѣстѣ, по числу которых можно узнать, сколько которой юртѣ лѣтъ oтъ ея построения".
М.Ч. "Абевега рускихъ суевѣрій" (414: с.305) источник
И напоследок несколько картинок с изображением русалок.

смотреть дальше










@темы: информация, рисунки, мифы, картинки и др.